Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Образовательный web-квест как инновационная форма профессионального самоопределения подростков.

Структура проекта

  • Анализ социокультурной обстановки  

    На основании основных выводов по реализации муниципальной программы развития образования Мегино-Кангаласского улуса «Мэцэ-кэскилэ 5»: тенденцией в сфере качества образования является недостаточная эффективность общего образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике. В материалах федерального анализа отмечено, что «международные сопоставительные исследования PISA показывают отставание российских подростков от сверстников из большинства развитых стран мира по ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям, в том числе по владению умениями применять полученные знания на практике. Это во многом является следствием недостаточного уровня развития деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий и недостаточного уровня развития профильного образования, особенно в области естественных наук и технологии».В улусе и регионе намечается тенденция усиления работы в данном направлении. 

  • Проблематика проекта

    Анализ исследований и педагогическое осмысление вопросов содействия личностно-профессиональному самоопределению подростка в условиях предпрофильной подготовки указывают на наличие ряда противоречий между:

    • социальным заказом на формирование готовности выпускника школы к личностному самоопределению, сознательному и ответственному выбору сферы профессиональной деятельности и сложившейся практикой образования в школе и в системе образования, не позволяющей в полной мере реализовать данный заказ;
    • потребностью учащихся в успешном личностном и профессиональном самоопределении и его неготовностью к этому;
    • преимуществом использования информационных технологий в профориентационной деятельности, создании на их основе информационной образовательной среды и использованием не в полной мере информационных и коммуникационных технологий в реализации их потенциала для личностного и предпрофессионального самоопределения учащихся.
  • Философские основания

    Молодой человек, вступающий в самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем хочет быть - предпринимателем, т.е. работодателем, наёмным работником или государственным служащим. Он будет создавать рабочие места и условия для эффективной работы наёмных работников или продавать свои знания, свой профессионализм, свои способности и силы работодателю. Это сегодня лежит в основе активного профессионального самоопределения и диктует определённые условия при выборе профессии. Именно поэтому возникает насущная потребность - переход школы на профильную систему обучения и создание специализированной подготовки в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучающихся, что даёт возможность в профориентационной работе более полно учитывать интересы и склонности каждого ученика. Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте.
    Часто бывает так: окончив профессиональное учебное заведение и начав работать, люди понимают, что это совсем не то, о чем они мечтали. По данным социологического опроса, примерно 56% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, убеждениям. А это влечет за собой разочарование, кризисы нереализованности, бесперспективности.
    Новые условия информационно-образовательной среды обучения требуют ориентации образовательного процесса на становление таких важных личностных качеств учащихся, как настойчивое стремление к непрерывному самообразованию, установка на постоянное пополнение имеющихся знаний новыми, расширяющими сферу их возможного применения на практике. Большое значение приобретает способность ориентироваться в информационных потоках, умение быстро находить полезную информацию, анализировать её и использовать в своей деятельности, повышая эффективность интеллектуального или физического труда, склонность к самостоятельному принятию решений, творческое отношение к учебной деятельности. Одной из образовательных технологий, органический синтезирующей сильные стороны современных информационных возможностей и придающей выполнению учебных заданий дополнительные стимулы и смыслы, является технология образовательных Web-квестов.

  • Психологическая концепция

    Личностно-профессиональное самоопределение - это процесс и результат выбора обучающимся собственной позиции, стратегии средств самоосуществления личности в профессии; основанный и регулируемый предпочтениями, интересами, возможностями и способностями. Суть процесса самоопределения состоит в актах выявления и утверждения исследовательских позиций в проблемных ситуациях, в которых подросток оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принять экзистационные или прагматичные (конкретные) условия. При этом результатом самоопределения выступает: с одной стороны выход подростка на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям; а с другой стороны на формирование душевной самооценки и способности, через целеполагание, самобытно расценивая свои природные, личностные и внеличностные предназначения. Помощь обучающемуся в профессиональном и личном самоопределении должна быть ориентирована на поиск смысла, интереса к выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой деятельности. Работа по профессиональному самоопределению с помощью образовательной технологии Веб-квест, призвана создать учащимся возможность продуктивного решения центральных задач возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание профессиональной деятельности, особенности ее освоения и реализации, обеспечить превращение учащихся из объекта педагогических воздействий в субъекта профессионального образования, а значит обеспечить условия профессионального развития личности на всех этапах жизненного пути.

  • Содержание образования

    Исследователи Е.А.Игумнова, И.В. Радецкая, раскрывают теоретические аспекты квест-технологии – интегрированная технология, объединяющая идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, сочетающая целенаправленный поиск при выполнении серии вспомогательных заданий. Веб –квест - один из видов квест-технологии. Выделяются пять основных компонентов веб-квеста: теория, приложения, проблемы, архивы и ошибки, которые охватывают наиболее значимые направления методической работы. Наполнение указанных компонентов информационного контента тематического образовательного Web-квеста определяют, прежде всего, поисково-познавательные задания, они образуют заданную конструкцию особого рода, имеющую своё композиционное построение, функциональную направленность и лексическую форму. Инновационным является внедрение технологии веб-квест по профессиональному самоопределению обучающихся 8-9 классов. и построение модели внеурочной деятельности на основе реализации данной технологии.

  • Этапы реализации проекта

    1. Подготовительный этап
    2. Этап реализации
    3. Анализ и коррекция


Дорожная карта реализации проекта Сроки

Ожидаемые результаты

Нормативный документ (при наличии)

Задача 1

Разработка образовательного «продукта», выполняемые индивидуально в результате выполнения квеста.

март- май

Модель маршрута ученика на виртуальной  платформе.

Положение внедрения образовательной технологии веб-квест.

Порядок пользования электронного ресурса Worldofprofessions».

Мероприятие 1

Структурирование веб-квеста по уровню прохождения  для профессионального самоопределения обучающихся для 8-9 классов.
март-апрель Разработка содержания, заданий  веб-квеста по направлениям.

Порядок о деятельности тьютора по реализации веб-квеста.

Мероприятие 2

Привлечение  партнеров –тьюторов предприятий для прохождения третьего уровня.
март-апрель Наполнение содержания веб-квеста «Worldofprofessions» Договор о сотрудничестве

Задача 2

Реализация  и внедрение технологии веб-квест.
сентябрь- ноябрь База данных образовательных «продуктов».

Мероприятие 1

Презентация веб-квеста ученикам, родителям.

Запуск электронного ресурса «Worldofprofessions».

Сопровождение тьюторами реализации  уровней.

сентябрь 2018 г.

Самостоятельная ориентация в информационном пространстве.

Формирование базы образовательных «продуктов».

Положение о мониторинге выполнения  веб-квеста.

Мероприятие 2

Итоговое мероприятие. Презентация образовательного  «продукта».

Разработка ИОМ обучения в старшей школе. Выход на индивидуальный учебный план в профильной школе.

февраль 2019 г.

Выход на индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в профильной школе. Порядок разработки индивидуального образовательного маршрута, учебного плана.

Предполагаемые результаты

  • Внедрение образовательной технологии веб-квест.
  • Выполнение социального заказа родителей и обучающихся по профессиональному самоопределению: выпускник, ориентирующийся в мире профессий и подготовленный к осознанному выбору профессии.
  • Новая форма реализации внеурочной деятельности.
  • Выход на индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в старшей школе.

Критерии оценки предполагаемых результатов 

  • Доля детей, умеющих ориентироваться в  электронном ресурсе «Worldofprofessions».
  • Повышение доли детей мотивированных  к профессиональному самоопределению.
  • Доля обучающихся, определившихся с выбором будущей профессии.
  • Доля педагогов реализующие образовательную технологию веб-квест.
  • Показатели, отражающие способность учащихся работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
  • Динамика развития деятельностных (проектных, исследовательских) умений обучающихся.
  • Наличие разработанных ИУП, ИУМ.

Кадровое обеспечение проекта

  • тьюторы ;
  • социальные партнеры;
  • веб-дизайнер;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • педагог-организатор ИТ.

Финансовое обеспечение проекта: источники и объемы финансирования (бюджетное, внебюджетное)

  • Бюджетное:
    • эффективное распределение часов внеурочной деятельности 8-9 кл;
    • наличие штатов по кадровому обеспечению проекта;
    • дополнительное приобретение сервера.
  • Бюджетное:
    • оплата по договору социальным партнерам.
    • плановые выезды в предприятия, ВУЗы улуса, республики, России.
    • консультации и диагностика профессионального психолога.
    • онлайн- семинары, форсайт-сессии, вебинары.
    • обеспечение доступа к сети интернет.