Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Программа внеурочной деятельности

«Якутские народные игры»

Направление: спортивно-оздоровительное

Возраст школьников: 5-6 класс

Разработчик:  учитель физической культуры Петров П.О.         

Пояснительная записка

Актуальность: В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. В неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность, что отрицательно складывается на общем и физическом развитии детей, поэтому надо стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в их повседневную жизнь. Эта форма деятельности наиболее близка и понятна детям, она вызывает у них яркие эмоциональные переживания

Национальные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народов Саха. Им отводилось особое место в повседневной жизни наших предков. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы.

Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания     и физического развития подрастающего поколения. У каждого народа есть свои, национальные игры, которые в процессе развития общества претерпели изменения, обогатились новым содержанием.

Игра важнейшая сфера жизнедеятельности ребёнка. Одно из основных преимуществ игровой деятельности состоит в том, что в игру ребёнок всегда вступает добровольно. Заставить играть нельзя. А вот для педагога самое главное дать детям возможность раскрыть себя, реализовать свои силы, проявить самостоятельность в действиях и поступках, познать преимущества совместной деятельности. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше, играют в подвижные игры из–за привязанности к телевизору и компьютерным играм.

Народные подвижные игры, наряду с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Не малое значение игр и состязаний заключается в закаливании здоровья, развитии физических сил и мышления.

Цели:

  • привитие интереса к спорту и оздоровлению через якутские народные игры.
  • формирование целостных представлений о народной культуре и традициях у школьников на материале народных игр и забав;
  • формирование физической культуры как составной части целостной культуры личности

Задачи:

  • приобщать учащихся к духовным и культурным ценностям народа Саха
  • способствовать к использованию знаний для эффективной организации спортивной подготовки
  • способствовать стремлению учащихся вовлекать через игры в занятия спортом свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
  • развивать физические качества, координационные и кондиционные способности, – приобщать к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и подвижными играми

Через национальные игры идет формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД

  • в процессе игры активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями во время игр, состязаний;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Регулятивные УУД

  • соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно в процессе ознакомления с игрой;
  • планирование – составление плана и последовательности действий во время игры;
  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  • оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов игры;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию  и преодолению препятствий.

Познавательные включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных школе инструментов ИКТ и источников информации;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов.

Работа по программе «Якутские народные игры» предполагает проведение игр, спортивных конкурсов и состязаний на площадках и в спортивном зале, используя разный спортивный инвентарь.

Программа рассчитана на 34 часа, предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий (в расчете – 1 час в неделю), так и возможность организовывать соревнования, конкурсы

Календарно-тематический план

Тема

Месяц

Количество часов

1

Вводное занятие, техника безопасности на занятиях

Сентябрь

1 ч

2

Былаах былдьаhыыта

Сентябрь

1 ч

3

Онхой оонньуута

Сентябрь

1 ч

4

Сахалыы лапта

Сентябрь

1 ч

5

Сахалыы лапта

Октябрь

1 ч

6-7

Сахалыы лапта5а курэхтэhии

Октябрь

2 ч

8

Мунхалааhын

Октябрь

1 ч

9

Кыаhыыланыы

Октябрь

1 ч

10

Хабылык, хамыыска

Ноябрь

1 ч

11

Хабылык, хамыыска

Ноябрь

1 ч

12-13

Хабылыкка, хамыыска5а курэхтэhии

Ноябрь

2 ч

14

Кириэс тэбии (кыргыттар), кырынаастааhын (уолаттар)

Декабрь

1 ч

15

Тыытыкылаах кус

Декабрь

1 ч

16

Дул5алаах сиринэн

Январь

1 ч

17

Ойбонно уктэтии

Январь

1 ч

18

Ойбонтон уулааhын, муhэ былдьаhыыта

Январь

1 ч

19

Кетех ына5ы туруоруу, еhес торбос

Февраль

1 ч

20

Ус тегул ус

Февраль

1 ч

21-22

Ебугэ онньуулара

Февраль

2 ч

23

Мээчик хабыы

Март

1 ч

24

Хайыhар

Март

1 ч

25

Хайыhар

Март

1 ч

26

Хайыhар

Апрель

1 ч

27

Сахалыы лапта

Апрель

1 ч

28

Былаах былдьаhыыта

Апрель

1 ч

29

Суурулээх оонньуулар

Апрель

1 ч

30-31

Кердеех эстафета

Май

2 ч

32

Атаралаан сууруу

Май

1 ч

33

Атах онньуулара

Май

1 ч

34

Атах онньуулара

Май

1 ч

Содержание курса

  1. Теоретическая подготовка
  1. Вводное занятие.  Влияние физических упражнений на организм человека. Гигиенические требования к занимающимся. Физическая культура и спорт в Якутии.
  2. Понятие о якутских народных играх. Что является подвижными, спортивными народными играми.
  3. Техника безопасности при игре. Охрана здоровья и меры безопасности на занятиях.
  4. Особенности проведения игр в спортивном зале и на площадке. Использование ориентиров, ограничивающих место проведения занятия. Звуковые сигналы. Использование спортивного инвентаря.
  1.  Физическая подготовка
  1. Выполнение  комплексов ОФП, воздействующих на различные группы мышц.
  2. Выполнение специальных упражнений, использование спортивного инвентаря и снарядов для развития физических качеств.
  3. Челночный бег, бег на короткие дистанции, бег с ускорением, прыжковые упражнения, беговые упражнения, упражнения на силу, гибкость, выносливость.
  1. Игровая деятельность 
  1. Игры с передачей и ловлей мяча.
  2. Настольные игры
  3. Игры на улице
  4. Игры на силу, гибкость, выносливость
  5. Игры на ловкость
  6. Игры на быстроту

             

  1. Ознакомление с правилами игры
  1. Ознакомить с правилами игры.  Учитывая  возрастные особенности и физическую подготовленность детей.

Ожидаемые результаты

Ученик получит возможность научиться:

·         рассматривать народные игры как явление культуры, иметь целостное представление о народной культуре и традициях на материале народных игр и забав

·         характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

·         руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

·         руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных игр.

·         использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

·         взаимодействовать со сверстниками в условиях игры

Библиографический список литературы

  1. Федоров А.С. Народные игры и забавы Саха. – Якутск: Бичик, 2011г.
  2. Шамаев Н.К. Эдэр ыччаты эт-хаан сайдыытыгар сахалыы ньымаларынан иитии. – Якутск: Сахаполиграфиздат, 1994г.
  3. П. Н. БОГУН «Игра как основа национальных видов спорта»Санкт-Петербург

Филиал издательства «Просвещение» 2004г.